Зубчатая рейка

Выше, разделяя аппаратуру на условные группы, мы говорили об отраженном свете, направленном и рассеянном (диффузном). При первом (зеркальном) отражении света луч продолжает свой путь под углом, равном углу падения на отражающую поверхность, луч не рассеивается, сохраняя ширину своего пучка. Другое дело, когда происходит отражение на специальной поверхности, например на молочном стекле. В опаловом стекле толщиной 1,4-3,6 миллиметра наблюдается полное рассеяние (коэффициент отражения 40-78 по сравнению с матовым изнутри в 6-16).

Тут же необходимо сообщить, каково рассеивание света при падении его на различные материалы, из которых сделано оформление на сцене. При падении на черный бархат рассеяние света абсолютно ничтожно (0,0004), черная бумага дает 0,04, белая — 0,76, серая — 0,5, черная краска — 0,12. Поэтому, строя оформление, нужно учитывать не только освещение его отдельных частей, но и воздействие окраски этих частей на освещение остального оформления и, главное, на актеров.

За последние годы в связи с повышением требований к качественной стороне спектаклей увеличился спрос на техническое оборудование театра и сильно изменилась производящая осветительную аппаратуру база.

Положим, изобретательских достижений мы не имеем возможности отметить, однако нельзя отрицать серьезного сдвига в производстве театральной осветительной арматуры.

Остановимся на продукции, выпускаемой фабрикой «Гомец», реорганизованной из «Гооснабтеа». Фабрика, совершенно правильно отказавшись от громоздких «корыт», многометровых соффитов, производит камерные софиты, состоящие из ячеек подвешиваемых над сценой с уклоном в пределах угла в 20°, причем арматура рассчитана и для  вертикального расположения.

Для того чтобы дать разнообразную рассвету, по краям корпуса в особые пазы вставляются цветные светофильтры (желофан или другие окрашенные прозрачные поверхности). Двухсотваттные лампы (газополные) обеспечивают большую силу света этой арматуре.