Высота портальной арки
Если принять высоту его за 5 метров и прибавить необходимое пространство для того, чтобы оформление не срезывалось верхней линией арки, то высоту портальной арки в 6-7 метров не следует считать преувеличенной. Останавливаться на форме арки мы не будем, потому что этот вопрос подлежит рассмотрению в связи с архитектурным оформлением всего зала.
Ниша для оркестра проектируется из расчета числа музыкантов (1 кв. метр на человека при количестве до 40). Не следует углублять пол оркестрового помещения ниже 2 метров от уровня пола сцены. В некоторых театрах оркестровая ниша построена под настилом просцениума. С этим нельзя согласиться, так как нельзя музыку в театре рассматривать исключительно как иллюстрацию, звучащую откуда-то из подполья. В современных условиях передвижной работы профтеатров не исключается возможность музыкальных спектаклей в работе клуба, и тогда для оркестра придется отнимать места у первых рядов партера.
Помещение для оркестра можно расположить лишь отчасти под полом сцены (или просцениума), причем навес пола не может быть более чем 80-90 сантиметров при ширине оркестровой ниши в 2,40-2,50 метра, В случае надобности режиссер из съемных щитов делает потолок над веем оркестром и тем расширяет сцену.
Необходимо заметить, что место для оркестра надо соединить проходами со сценой и внешними помещениями. Это надо сделать в целях перехода оркестрантов на сцену (если того требует постановка) и для своевременной эвакуации оркестра в случае пожара в театре. В этих же интересах стена, отделяющая оркестр от трюма, делается огнестойкой.
Оборудуя помещение, следует не забывать о звучности оркестра. Вопросы акустики рассматриваются в особой главе, но в данном случае нужно порекомендовать внутреннее покрытие ниши делать с обшивкой из сухого дерева и двойной настил пола — из такого же материала (между настилами остается пустое пространство в 30-60 сантиметров).