Помещение для оркестра
Приступая к планировке сцены, нужно помнить о принципе оформления — будет ли в практике театра встречаться оформление в виде кулисно-подвесных декораций или в виде объемных сооружений архитектурного порядка. Уборка оформления кулисно-подвесных декораций производится при помощи подъемов на колосники уборка же объемно-архитектурного оформления производится в боковые закулисные пространства (за заплечики) или же в глубину (арьерсцену). Поэтому нам может потребоваться или помещение с двойной высотой портальной арки, для того чтобы убрать декорации без свертывания, или же помещение, по ширине равное 180-200% ширины арки, для того чтобы за кулисами приготовлять смену объемного оформления и подавать его затем на сцену.
В том случае, когда помещением такой ширины обеспечить театральный зал нельзя, стоит подумать об углублении сцены. Как правило, глубина сцены должна равняться 120- 130% ширины портальной арки.
К этому нужно прибавить 50-60% площади сцены и на ней производить подготовительные работы к подаче оформления, которое при повороте вращающегося планшета быстро вкатывается на него и поступает в работу. Эта дополнительная площадка может находиться в пристройке к сцене и иметь высоту не большую, чем высота собираемого на ней оформления.
Ни над сценой, ни под сценой нельзя допустить устройство каких-либо комнат, склада и проч. В целях противопожарных мероприятий перекрытие над сценой делается возможно легким, окна должны быть выше портальной арки, чтобы не создавать боковой тяги огня в случае пожара. Дверь, по две на каждую сторону, при ширине не менее 1,5 метра, обеспечивают вынос частей оформления, причем обивка их железом способствует противопожарной изоляции помещения.
Планируя помещение для клубного театра, необходимо помнить о подсобных помещениях (складе оформления, артистических уборных и хотя бы одной мастерской). Все эти помещения должны иметь отдельный выход наружу или в крайнем случае окна на случай эвакуации работников при пожаре, когда сцена в огне.