Планшет сцены

При определении размеров и формы ниши нужно помнить то же правило, о котором упоминалось при рассмотрении отражений от вогнутых поверхностей (помещение зрителей на расстоянии не менее удвоенного радиуса кривизны).

Простейшим приспособлением для поглощения звука в верхней части здания вместо дорогостоящих дополнительных потолков может служить несколько рядов плотной материи, подвешенных наподобие парусов горизонтально или наклонно. Поглотителями звука на вертикальных поверхностях (стены, окна, двери, галереи) будут драпировки, причем увеличение числа складок и плотность материи наряду с тяжестью улучшат качества поглощения.

Акустическая проектировка представляет собой очень сложное и ответственное дело. Краткие сведения, которые мы здесь привели, не могут считаться достаточными для самостоятельной работы по акустическому благоустройству, но они должны разъяснить клубнику серьезность вопроса акустики в театральном помещении и помочь ему разобраться в элементарных вопросах этого порядка.

Говоря о планшете сцены, мы должны рассматривать совокупность нижнего строения (трюмов), просцениума, т. е. планшета перед портальной аркой, и планшета самой сцены от авансцены до арьерсцены (задней ее части).

Трюмовое пространство, состоявшее в старых театрах из трех-пяти этажей, использовалось главным образом для различных эффектов. Живописные декорации уходили целиком под пол. Туда же исчезали и оттуда появлялись в качестве «волшебных иллюзий» целые группы людей, дворцы, корабли. Цель театра — поразить воображение  невиданно-пышным, сказочным зрелищем — требовала всевозможных механических ухищрений, связанных с планшетом сцены, который был дном «таинственной шкатулки» сцены, а колосники ее крышкой, сулившей сошествие с небес ангелов, добрых и злых фей, сонмы облаков, написанных на тюле, и прочие атрибуты оперно-балетного порядка.