Образец старого театрального устройства
Какая связь между Уралом и брамином, тигром и консервным заводом? Очевидно, та же, что между пресловутым «лебедем» и назначением оформления в современном спектакле. То есть никакой.
Из года в год укрепляется клубная сеть, а отсюда и увеличивается материальная база клубной сцены. Сезон за сезоном накапливаются декорации материально обеспеченных кружков и, накапливаясь, характеризуют вкусы руководителей, их методы работы, наконец тематику репертуара..
Всмотритесь в фотографию: «Венера с грибом». Чего-чего нет на сцене! Вдали горы с замком, затем залив, тут же скала, железная с фонарями, сад, кусты, таинственный гриб-мухомор в виде беседки, статуя женщины, еще статуя, фасад дома с колоннами, венские стулья и столик, накрытый скатертью с бахромочкой.
Такова «роскошная» обстановка, составленная для гастролей одного профтеатра из сборных декораций некоего клуба. Дело прошлое, фотографию нам дали с просьбой отметить достоинства декораций. К сожалению, ничего утешительного хозяевам сказать нельзя, кроме того, что они скопили уйму потрясающего «барахла».
Рассмотрим те же декорации с точки зрения театрального оборудования. Заполняя, до отказа сцену, они являют собой типичный образец старого театрального устройства с подвесными живописными декорациями (лес, горы), написанными на полотне, приставными щитками (дом), разрисованными деревянными и картонными плоскостями (статуи, кусты) и рядом полуобъемных частей, включая знаменитый мухомор.
Подобное оформление требует линейного размещения осветительной арматуры, чтобы залить рассеянным светом все четыре ряда кулис (планов), иными словами, оно влечет за собой подвеску металлических (хуже если деревянных) корыт 7 метров длиной, так называемых софитов, установку в портальной арке (или «окне» сцены) на полу подобного же корыта (рампа) и, главное, влечет отказ от применения арматуры другой системы, от высвечивания отдельных деталей живописно-объемного порядка, так как в этом случае может получиться бессмыслица с статуями и горами, расписанными в расчете на какое-нибудь определенное направление световых лучей.