Нижнее освещение сцены
Открывающиеся дверцы, также обитые жестью, плотно прижимаются к стенкам и имеют закаты, так что в случае несчастья с лампой она изолируется в клапане будки и гаснет. Суфлер может закрывать лампу цветными листками, меняя тем самым цвет освещения, может затемнять сцену, закрывая дверцы или привертывая лампы.
Верхнее освещение сцены нужно сконструировать так, чтобы менялись и сила и цвет освещения. Для этой цели мы практиковали лампы с рефлектором, вращающимся на горизонтальной оси. Каждая лампа заключалась в ящик и подвешивалась на плоской железной скобе к деревянному бруску, по которому лампа передвигается. Гвоздь, пропускаемый сквозь скобу, может закрепить лампу на месте.
Для уменьшения силы света лампы делается подвижной рефлектор, который выгибается из белой жести с припаянными козырьками. Внутри кривой поверхности рефлектора вырезается отверстие для стекла лампы. В точках «7» к рефлектору прикрепляются оси, на которых рефлекторы будут вращаться, а в боковых стенках ящика высверливаются два углубления, куда вставляются металлические кружки (упоры для вращения оси).
К нижней части рефлектора прикрепляют с обратной стороны груз достаточной силы, чтобы возвратить рефлектор в исходное положение. К верхней части привязывают шнур, который пропускают сквозь блок, ввинченный в дно ящика. Чтобы получить цветное освещение, между козырьками рефлектора прикрепляем прозрачную цветную поверхность (бумага), причем нужно сделать это прикрепление достаточно прочным. Опустив рефлектор за шнур вниз, мы поставим цветную поверхность перед горелкой лампы и тем самым дадим цветное освещение.
Для подсвечивания из-за кулис одним из старейших работников по технике самодеятельного театра Н. Ф. Шемшуриным был предложен интересный щиток. На передвижной стойке привертывались крючки, на которые подвешивался жестяной жолоб 80-90 сантиметров длиной, имеющий две внутренних полки для установки керосиновых ламп. Верхняя лампа изолируется от нижней перегородкой из асбеста и жести.