Акустика зрительного зала

Вогнутые поверхности

Поэтому возникает вопрос об опоздании звука, который по сравнению с прямым, полученным непосредственно от источника, иногда запаздывает настолько, что совершенно искажает восприятие. Чтобы обеспечить ясность речи, опоздание предыдущего звука принимается в размере менее половины продолжительности звука, следующего за ним. Эхо и есть следствие опоздания звука.

Отражающие поверхности можно разделить на плоские, выпуклые, вогнутые. Плоские поверхности при определении их как отражателей рассчитываются наиболее просто, так как условия рассеивания звука при отражении от плоской поверхности не изменяются. Что касается выпуклых поверхностей, то чем менее радиус кривизны поверхности, тем более рассеивается звук. Практически выпуклые предметы (колонны, сферические плоскости частей стен) можно употреблять в тех случаях, когда требуется уменьшить вредное отражение.

Вогнутые поверхности наиболее приемлемы для отражения звука в условиях театра, где всегда можно создать «горизонт», нишу или раковину, не нарушающие архитектурных особенностей театра и его оформления. Если создать параболическую поверхность, отраженные лучи пойдут от поверхности параллельно. Оперируя вогнутыми поверхностями, можно сохранить силу звука, увеличить или уменьшить ее путем перенесения источника звука вперед или назад от центра кривизны.

Чтобы получить расходящийся пучок звуков, нужно поставить источник звука так, чтобы расстояние от него до вогнутой поверхности было менее половины ее радиуса. Приближая источник к половине радиуса, мы суживаем пучок. При нахождении источника звука в центре кривизны отраженные звуки возвращаются в исходный путь. В пределах диаметра кривизны звуки усиливаются.

Из приведенных выше кратких сведений о распространении звука можно заключить, что решающими моментами в разрешении акустических задач являются: размер и форма помещения, а также материалы поверхностей театрального зала и сцены.