Твердый горизонт

Для определения выступа линии полукружья (будем называть его «горизонтом») нужно сесть на крайние места первого ряда и установить эту конечную точку по пунктиру.

Очевидно, что, строя для продолжения полукружья стенку, мы должны надежно раскрепить ее и по высоте довести до потолка, так как никаких верхних сооружений для декорирования, кроме подзора. Для улучшения слышимости было бы чрезвычайно желательно свести верх полукружья в купол, наподобие эстрады для музыкантов в летних садах, но поскольку мы условились проектировать простейшее переоборудование алтарного помещения, на куполе можно не настаивать.

Твердый горизонт служит фоном для развертывания действия; он экономит место и способствует наилучшему показу декоративных и иных установок. Ввиду этого его расцветка должна быть строго нейтральной. Если предполагается пользоваться писаными декорациями с приставками — «лесами и небесами», то горизонт следует выкрасить в кремовый цвет или голубоватый, потому что он наилучше выпивает освещение любых красок и при надобности может сам служить «небом», что при его сферической поверхности весьма подходит. Если же местные самодеятельные художественные кружки уже переросли увлечение «пышными» павильонами с «бордюрчиками», то горизонт не требуется в качестве декорации, и тогда его окраска роли не играет; горизонт может быть освещаем горизонтными фонарями.

За боковыми стенами  виден занавес. Он ограничивает эту часть сцены и может быть сделан не только из материи, но и из фанеры. Ширина боковых стен такова, что изготовление такого твердого занавеса, скрывающегося за них, вполне возможно.

Схематически движение занавеса, укрепленного на двух железных ходах, представляется так: в стену вделывается на деревянных «коробках» ряд железных кованых скоб, к ним приклепывается ход  из углового железа. Другой ход становится на стержне. По этим ходам на роликах и скользит твердый занавес. Данная конструкция укрепления занавеса не обязательна и может быть переработана, учитывая местный опыт.