Трюмы старых театров

Укладка щитов производится в перпендикулярном портальной арке направлении. Пространство между щитами закрывается досками в направлении, параллельном арке. Настил Следует делать горизонтальным, подъем пола в задней части не нужен и лишает возможности устройства вращающейся сцены, так как часть оформления в этом случае может оказаться в наклонном положении.

Устройство вращающейся сцены диктуется тем обстоятельством, что приемы современной режиссерской работы требуют от технического оборудования сцены максимальных возможностей быстрой смены оформления (преимущественно объемного) как по частям, так и в целом.

Вращающаяся сцена, смененная в XVII веке итальянской кулисной системой и возвращенная к жизни лишь к началу XX столетия, разумеется, не является единственным разрешением вопроса о наиболее быстрой и удобной смене оформления спектакля. В главе о планировке театрального помещения мы упоминали о боковых помещениях сцены, а также арьерсцене как местах для заготовки на сплошных или частичных площадках оформления и подачи их механическим путем или вручную на место игры (т. е. перед зрителями). В целях экономии места остановимся на устройстве вращающегося планшета сцены, который можно делать накладным на основной планшет или же врезным.

В последнем случае делается цилиндр, основание которого вращается, опираясь на рельсы, положенные на пол трюма. Конструкция подобного вращающегося планшета строится из профильного железа и весьма сложна по расчетам. Эта конструкция связана с наличием большого веса и диаметра вращающейся массы, что заставляет укреплять боковую поверхность цилиндра особыми направляющими роликами.

Диаметр вращающегося планшета определяют расстоянием от переднего занавеса до арьерсцены или линии заднего.

Для небольших клубов можно рекомендовать накладной съемный планшет диаметром в 5-6 метров, сделанный целиком из дерева и приводимый в движение вручную.