Софитно-рамповая система
Софитно-рамповая система освещения, которая обслуживала кулисное оформление, равномерно освещая декорации, заполнявшие все пространство сцены и рассчитанные на натуралистическое сходство всех деталей с действительностью, — несомненно отжила свой век в том виде, в каком она применялась тридцать — двадцать лет тому назад. Сейчас, когда постановщик ставит задачей сломать стену, отделяющую актера от зрителя, когда зачастую действие переносится со сцены в зрительный зал, — освещение замкнутой театральной коробки без возможности вынести свет, вслед за актером, за пределы сцены — нецелесообразно.
Одной из попыток перестройки сцены в этом отношении является общеизвестный просцениум. Но наличие этой площадки впереди коробки сцены, то есть не освещаемой софитно-рамповым светом, требует дополнительного подсвечивания извне сцены. В связи с этим появляются сначала выносные софиты, затем прожекторная аппаратура рассеянного и сосредоточенного света, расположенная или позади зрителей, или с боков на особых площадках.
Появление на сцене аппаратуры прожекторного типа совпало с изменением структуры спектакля. Введение кратких картин вместо длительных актов, быстрые перемены декораций, использование механизированных площадок для перемещения места действия — потребовало и новых средств освещения, превращая свет в одно из главнейших элементов художественной выразительности. Свет стали сочетать с движением актера, с музыкой, появились постановки с световым оформлением как единственным методом воздействия на зрителя со стороны вспомогательной художественной выразительности.
В настоящее время осветительную аппаратуру можно разделить на следующие группы:
непосредственное освещение лампы (рампа, соффит, щиток, прожектор); освещение через оптическую систему (фонари концентрированного света, лучевая арматура); проекционная аппаратура для световых эффектов.