Расписанные полотна
Но все же нужно признаться, что так работают десятки передовых среди тысячи отстающих.
Мы не переоцениваем значения техники в спектакле, мы знаем, что техника играет служебную роль. Однако, что было бы, если бы художник не обращал внимания на качество холста, картину набивал на косо сбитый подрамник и вешал в темный угол комнаты, куда не попадает свет? Это был бы странный художник, и заимствовать его отношение к художественному произведению мы не должны.
Но здания чаще приспособляются под клубы, нежели строятся заново, и тут-то нужна инициатива со стороны театрального коллектива. Ниже мы пишем о планировке театрального помещения и акустике в зрительном зале. Затем, изложив основные данные по нормам планшета, кулис и колосников, мы касаемся отдельных случаев оборудования клубов. Это примеры, которые можно было бы продолжить до бесконечности, но за недостатком мест мы ограничимся только типовыми случаями оборудования.
Дальнейшее-дело практики самого актива клубов. Обмениваясь опытом, заключая между собой договоры социалистического соревнования на лучшее самодеятельное оборудование, подкрепляя театральную практику достижениями современной промышленной техники, наши клубы несомненно сдвинут тяжелый воз нескладного театрального устройства.
Выбирая помещение для клубного театра, необходимо учитывать не только удобства внутри, но и местоположение его по отношению к соседним зданиям, а также дворовым участкам. Между театром и смежными зданиями или границей участка должен быть разрыв не менее 9-10 метров. Сообщение театра с улицей через двор может быть по проходам не меньше чем 6 метров шириной, если боковые входы предназначены для зрителей, и 4 метра, если проходы имеют лишь подсобное назначение.
Не всегда можно подыскать помещение, которое располагается изолированно, потому следует сказать несколько слов о примыкании. Примыкание театрального здания к соседним строениям требует брандмауэра высотой не менее одного метра выше соседних крыш. Примыкание сцены как наиболее огнеопасной части театра допускается только одной стороной; зрительный же зал и другие части помещения, предназначаемые для сосредоточения публики, могут примыкать двумя сторонами.