Ламповый прожектор
При выборе светоаппаратуры не следует увлекаться ее мощностью, так как каждый аппарат имеет специальное назначение, и например мощный прожектор не заменит ряда снопосветов, мягко и равномерно освещающих тот же участок сцены.
В практике сцены отводится весьма мало места использованию света для различных эффектов проекции. А между тем проекция неподвижная, движущаяся и теневая дает массу возможностей постановочного характера.
Начнем с кинопроекции. Киноаппаратура) имеется в каждом клубе, тем не менее участие кино в драматическом спектакле — вещь довольно редкая. Кино может блестяще иллюстрировать действие, демонстрируя моменты, которые театр показать не в состоянии. Кино может подкрепить впечатление, показав кадры, раскрывающие значение происходящего на сцене (речь оратора на сцене и массы демонстрантов на экране); наконец кино способно заменить любые «задники с лебедями», дав в нужную минуту живой пейзаж со всеми деталями (набегающие волны, ветерок в чаше и т. д., и т. п.).
Проекция дождя, снега, волн может быть произведена, если даже нет специальной аппаратуры, хорошим «волшебным фонарем», а на малой сцене — и «Алоскопом», работающим от 12-вольтовой лампы. Неподвижная проекция пленочных диапозитивов «Алоскопа» удобна еще тем, что для проекции берется кинопленка, которую подобрать по тематике не представляет большого труда.
Что же можно дать диапозитивами? Во-первых, выделение текста, раскрывающего пьесу или иллюстрирующего действие, во-вторых, примитивное изображение явлений природы (вид из окна на небо с облаками, панораму через окно или другое небольшое отверстие) и наконец проекцию частей оформления.
По поводу применения текстовых изображений можно сказать, что они могут очень тонко и художественно подкрепить развертывание спектакля.